Можно ли водить машину с пороком сердца

По данным европейских стран 0,1% дорожно–транспортных происшествий коммерческого транспорта связаны с медицинскими проблемами, из которых только 10–25% обусловлены кардиологическими расстройствами.

Рассмотрим риск развития преходящих нарушений сознания при различных аритмиях и ограничение допуска к вождению транспорта,на основе рекомендаций экспертов AHA/NASPE (1996) и ESC (1998).

Отметим, что исследований по оценке нарушений сердечного ритма и проводимости при вождении транспорта весьма недостаточно, поэтому большинство рекомендаций основано на экстраполяции имеющихся данных и являются эмпирическими.

Желудочковая экстрасистолия и неустойчивая ЖТ без структурного поражения сердца безопасны и не являются ограничением для вождения транспорта. Заболевания сердца исключаются после обследования (эхо-кардиография, стресс–тест). Если есть сомнения в наличии ИБС, особенно у мужчин старше 36 лет, показана коронарная ангиография. При заболеваниях сердца, желудочковые аритмии могут повышать риск внезапной смерти.

Лица с устойчивой ЖТ или ФЖ к вождению коммерческого транспорта не допускаются. После успешного лечения устойчивой ЖТ или ФЖ на фоне антиаритмического лечения рецидивы желудочковой тахиаритмии в первый год встречаются в 17% случаев, причем наибольшая их частота приходится на первый месяц, со 2 по 7 мес частота рецидивов умеренная, а позже значительно снижается (Larsen G.C., et al., 1994).

У пациентов с ИКД в течение нескольких лет наблюдения в 70% случаев зарегистрированы повторные разряды, из которых 10% сопровождались обмороком и еще 10% предобмороком (Kou W.H., et al., 1992). К сожалению, не выявлено признаков, предсказывающих риск обморока.

Отсутствие обморока при первом разряде ИКД также не гарантирует отсутствия обмороков при последующих разрядах. Поскольку максимальная частота рецидивов приходится на первые 6 мес после разряда, то вождение личного автотранспорта в этот период не рекомендуется. Существует такое же ограничение после каждого разряда ИКД, независимо от наличия обморока. Пациентам рекомендуют водить только легкие машины. В случае длительных поездок, особенно на высокоскоростных магистралях, желательно иметь взрослого напарника.

Допуск к вождению транспорта пациентов с желудочковыми аритмиями

Примечания: В таблице указывается контрольный период лечения без симптомов, после которого разрешается вождение транспорта.

Идиопатическая ЖТ обычно протекает бессимптомно и редко переходит в фибрилляцию желудочков. После исключения заболеваний сердца (гипертрофическая кардиомиопатия, дисплазия правого желудочка), и риска ишемии миокарда во время тахикардии (коронарная ангиография), вождение транспорта допустимо.

После устранения причины приобретенного синдрома удлиненного интервала QT (электролитные нарушения, лекарства), вождение транспорта не ограничивается. При врожденном синдроме часто во время физического или эмоционального стресса развивается ЖТ, которая может привести к обморокам или смерти. Лечение эффективно у большинства пациентов, и частота симптомов значительно снижается после 40 лет. При бессимптомном синдроме удлиненного интервала QT или отсутствии симптомов в течение 6 мес допускается вождение личного автотранспорта.

Среди пациентов с НЖТ, направленных на ЭФИ, у 25% в анамнезе был хотя бы один обморок. Высокий риск обмороков наблюдается у молодых пациентов, поскольку АВ узел может пропускать до 300 импульсов в мин, особенно при стрессе во время вождения транспорта.

При ФП обмороки могут быть связаны не только с высокой ЧСС, но и синдромом брадикардии–тахикардии.

У лиц в АВ узловой реципрокной тахикардией обмороки встречаются в 33–39% случаев.

Очень редко эта тахиаритмия трансформируется в полиморфную ЖТ или фибрилляцию желудочков. Эффективность лечения вследствие спонтанной вариабельности частоты тахикардии оценить очень трудно. После катетерной аблации частота рецидивов аритмии не превышает 10%.

Допуск к вождению транспорта пациентов с наджелудочковыми аритмиями

Примечания: В таблице указывается контрольный период лечения без симптомов, после которого разрешается вождение транспорта.

Полиморфная предсердная тахикардия обычно развивается при выраженных заболеваниях легких и сердца, которые препятствуют допуску к вождению транспорта.

При синдроме WPW частота обмороков составляет 11–29%, а внезапная смерть встречается в 1–8%. После успешной катетерной аблации ДП риск обмороков и внезапной смерти устраняется. Эффективность аблации документируется несколькими суточными ЭКГ в течение 6 мес и ЭФИ. Хотя в отсутствие тахиаритмии (феномен WPW) риск внезапной смерти составляет около 0,1%, по–видимому, целесообразно у водителей коммерческого транспорта оценить проводящую способность ДП, поскольку при «быстром» ДП уже первый приступ ФП может закончиться летально.

Асимптомная дисфункция синусового узла с отсутствием поражения сердца не является ограничением для вождения транспорта.

При симптомной брадиаритмии показана имплантация ЭКС, которая полностью устраняет симптомы. Рецидивы симптомов могут быть обусловлены тахиаритмией или прогрессированием заболевания сердца.

Допуск к вождению транспорта пациентов с брадиаритмиями

Примечания: в таблице указывается контрольный период лечения без симптомов, после которого разрешается вождение транспорта.

При АВ блокаде 1 степени, особенно нормализующейся при стресс–тесте, ограничений нет. АВ блокада 2 степени типа I также является благоприятной. В случае АВ блокады 2 степени типа II или 3 степени вождение коммерческого автотранспорта не показано.

Неполные БНПГ и их ветвей не являются противопоказаниями к вождению транспорта. Полная БПНПГ в случае нормальных результатов эхокардиографии, стресс–теста и холтеровского мониторирования ЭКГ также не ограничивает вождение коммерческого транспорта. В случае полной БЛНПГ дополнительно требуется коронарная ангиография.

Заметим, что патология проводящей системы отражает наличие локального или распространенного поражения миокарда, которое предрасполагает к появлению желудочковых тахиаритмий, нередко вызывающих обмороки.

Среди обмороков во время вождения транспортного средства преобладают нейрогенные (37%), реже встречаются аритмогенные обмороки (12%) (Sorajja D., et al., 2009).

Нейрогенный обморок чаще всего имеет смешанный механизм развития, включающий брадикардию и вазодилатацию. Сложность оценки обусловлена выраженной вариабельностью расстройства. С одной стороны, у многих людей бывает единственный кратковременный обморок в жизни, а, с другой стороны, встречаются частые обмороки, несмотря на агрессивное лечение.

Допуск к вождению транспорта пациентов с нейрогенными обмороками

Примечания: В таблице указывается контрольный период лечения без симптомов, после которого разрешается вождение транспорта. ВВО – вазовагальный обморок, СКС – синдром каротидного синуса.

На тактику лечения влияет тяжесть обморока: слабые и редкие обмороки с предвестниками, возникающие только в вертикальной позиции, или частые и длительные без предвестников, возникающие в любом положении.

Этот перечень, действующий с 6 января, довольно долго ждали гаишники. Хотя в конечном итоге им нужна лишь только справка: годен — не годен. Возможность допуска водителя к управлению автомобилем устанавливает медицинская комиссия. На основании собранных данных она определяет возможность предоставления такого права соискателю или непредоставления его.

Список ограничений по-прежнему прост. Однако в него закрались некоторые нюансы. Например, управлять автомобилем нельзя людям с умственной отсталостью. Неважно, что под эту категорию подходят и те, кто не может сложить 2+2, а также те, кто не может отличить право от лево. Понятие умственная отсталость с медицинской точки зрения включает весьма широкий круг отклонений в психике — от банальной депрессии до неадекватного восприятия действительности.

Надо сказать, что категорические запреты применяются только в отношении болезней, установленных международной квалификацией болезней — МКБ. Последняя версия МКБ была выпущена под номером 10.

Можно понять, почему за руль нельзя садиться людям, страдающим эпилепсией, эта болезнь обозначена по квалификации G40. Любой приступ будет чреват аварией. Можно понять, почему нельзя садиться за руль тем, кто болен психическими болезнями в связи с употреблением различных веществ.

Нельзя сесть за руль тем, кто страдает всякими депрессиями или порывами, если это подтверждено медицинским заключением. У психиатров это называется расстройства настроения (аффективные расстройства).

В старых медицинских требованиях большинства подобных медицинских запретов просто не было. А теперь есть.

Но самое интересное — это запрет на управление транспортными средствами тем, у кого код заболевания соответствует F60 — F69 — расстройства личности и поведения в зрелом возрасте, в том числе и так называемые сексуальные аномалии.

Под этим имеются в виду в том числе трансвестизм, трансексуализм, фетишизм, эксгибитионизм, вуайеризм. Количество всяких разных поведений сексуального характера — огромно. И каждый владелец такого отклонения не имеет права управлять автомобилем. Эта тема довольно спорная. Совершенно непонятно, каким образом страсть к переодеванию в женское белье или мужское платье влияет на качество управление автомобилем.

Но список противопоказаний составлял минздрав. Чем руководствовались в этом ведомстве — пока не понятно. Возможно, просто забыли подчистить список и исключить из него те отклонения, которые никак не влияют на безопасность дорожного движения.

Медицинские показания отличаются для тех, кто управляет машинами с ручным управлением или машинами с автоматической трансмиссией. Также требования распространяются на машины, которыми управляют водители со слепотой одного глаза и при использовании водителем медицинских изделий для коррекции зрения.

Медицинские ограничения установлены в зависимости от категории и типа транспортных средств. Отдельно установлены требования к автомобилям с ручным управлением. Это касается тех, кто лишен какой-либо конечности.

Впервые прописаны требования к управлению автомобилями с автоматической коробкой передач. Теперь у некоторых инвалидов появилось право управлять автомобилями с автоматической трансмиссией.

Но как бы то ни было, эти ограничения уже вступили в силу. В ГИБДД придерживаются мнения, что права выдаются тем, кто предоставил соответствующую справку. А если справки нет, то права не выдаются. В то же время к медицинским работникам у ГИБДД не может быть претензий. Ведь инспекторы выдают права на основании медицинской справки. А устанавливать достоверность документа инспектор не обязан.

Валерий Евтушенко, председатель комиссии по правовым вопросам Российского общества психиатров:

— Положения постановления, которые призваны как-то упорядочить врачебный контроль, едва ли справляются с этой задачей. Так, в приводимом перечне психических заболеваний поясняется, что они принимаются в расчет «при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями».

Но даже с этим пояснением в документе все равно не хватает самого главного — констатации того, какое отношение характер расстройства психики имеет к управлению транспортом и как психические особенности человека в случае его болезни влияют на процесс управления автомобилем.

Любая автошкола для зачисления в курсы и получения водительских прав требует справку о состоянии здоровья. Поэтому всех желающих сесть за руль автомобиля интересует вопрос, кому нельзя водить автомобиль и сможет ли он пройти медкомиссию. Для того чтобы пройти обучение в автошколе, надо написать заявление и приложить к ней медицинскую справку, заполненную по форме 083.

Не секрет, что получить эту справку можно и за деньги, если есть противопоказания к вождению автомобиля и огромное желание управлять транспортным средством. Но не стоит забывать о том, что управляя автомобилем, имея противопоказания к вождению, вы ставите под угрозу не только свою жизнь, но и безопасность окружающих людей. К сожалению, ежедневно на дорогах происходят сотни аварий, жертвами которых становятся тысячи людей. И не всегда эти дорожные происшествия происходят из-за нарушения правил водителем, зачастую выясняется, что пострадавший в аварии человек страдал серьезным заболеванием, которое и стало причиной трагического случая.

Основное внимание при проведении медосмотра уделяют зрению будущего водителя. Если во время обследования у окулиста вам не удастся увидеть одним глазом вторую строчку, а другим — шестую, то в вашей справке напишут, что вам разрешается водить автомобиль только в контактных линзах или очках. При наличии хронических заболеваний глаз, которые сопровождаются значительными нарушениями зрения, медкомиссия должна запретить допуск к вождению автомобиля. К таким заболеваниям органов зрения относятся косоглазие, диплопия, глаукома, ограничение поля зрения больше чем на 20 градусов, отсутствие одного глаза и другие проблемы с сетчаткой и зрительным нервом. Врачи также проверяют цветовосприятие, но наличие этой проблемы не является нынче противопоказанием для вождения автомобиля.

Не разрешать управлять автомобилем могут и при наличии заболеваний органов слуха. Это полная глухота на одно ухо, хроническое воспаление среднего уха, нарушение работы вестибулярного аппарата, вызывающие синдромы головокружения. Водитель должен улавливать сигналы автомобилей и звуки с дороги, хотя людям с ослабленным слухом пока не запрещено водить автомобиль.

Согласно медицинской статистике, за последние годы сильно возросло количество инфарктов и инсультов среди мужчин трудоспособного возраста. Поэтому врачи при прохождении медкомиссии уделяют особое внимание обследованию состояния сердечно-сосудистой системы. При обследовании у кардиолога противопоказанием на получение прав вождения автомобиля могут стать заболевания сердца и сосудов разной этиологии, врожденный или приобретенный порок сердца и гипертоническая болезнь III степени. Не разрешат водить автомобилем и людям, перенесшим операцию на сердце в течение трех месяцев после выписки из больницы. Гипертонические кризы могут привести к серьезным проблемам на дороге. Поэтому даже если у вас диагностировали гипертонию только I или II степени, с которой допускают к управлению автомобилем, в вашей автомобильной аптечке должны всегда присутствовать лекарства от давления и сердца, чтобы предотвратить внезапное ухудшение здоровья и несчастный случай.

Перечень заболеваний, при которых нельзя водить автомобиль, очень длинный, подробный их список приведен в приказе от 29.09.1989 года №555, выпущенном Минздравом СССР. Но самые распространенные из них, кроме вышеописанных заболеваний, следующие:

— затруднение дыхания из-за заболеваний легких, гортани, бронхов и трахей. Например, туберкулез, высокая степень бронхиальной астмы, резекция легкого и другие.
— затруднение движения из-за неправильно сросшихся костей после перелома, заболевания позвоночника, отсутствие руки или ноги, деформации стоп и кистей рук, укорочение одной конечности более чем на 6 см.
— присутствие заболеваний эндокринной системы с выраженными нарушениями функций.

Например, если сахарный диабет и эпилепсия протекают с регулярными приступами, то эндокринолог может поставить крест на вашем желании водить автомобиль.

— выпадение матки, разрывы промежности и выраженные формы геморроя. Беременность не является противопоказанием к вождению автомобиля.
— резкое отставание физического развития. Например, при росте меньше 150 см вопрос допуска к вождению решается индивидуально.

Ну и нельзя водить автомобиль алкоголикам, наркоманам, токсикоманам, выявить которых, к сожалению, очень трудно, если только они не состоят на учете в наркологическом диспансере. Запрещается управлять автомобилем умственно отсталым людям, а также состоящим на учете в психоневрологическом диспансере.

Читайте также
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...
Adblock
detector