Экг при диагностике профессиональных заболеваний

а) Краткий алгоритм диагностики профессиональных заболеваний от перенапряжения

1. Условия труда больного:

— оценка степени тяжести и интенсивности труда, ведущего фактора тяжести трудового процесса (класс степени тяжести труда не менее 3.2.);

— наличие сопутствующих неблагоприятных факторов;

— длительность профессионального стажа.

— начало заболевания (не менее 10 — 15 лет стажа),

— возраст больного (как правило, до 45 лет),

— характер развития заболевания (постепенный),

— наличие улучшения при длительных перерывах в работе,

— обострение проявлений после перерывов (феномен детренированности),

— отсутствие травм, инфекционных и эндокринных заболеваний в анамнезе,

— бытовая нагрузка, интенсивные занятия спортом.

3. Данные обследования:

— функциональные исследования (ЭМГ, РВГ, ТВИ, капилляроскопия, динамометрия),

— биохимические исследования (белки острой фазы, мочевая кислота, ревматоидный фактор, АСЛ-О и др.).

б) Особенности обследования больных с профессиональными заболеваниями сенсомоторной системы, обусловленными перенапряжением

Заболевания сенсомоторной системы, обусловленные перенапряжением, относятся к числу наиболее распространенных форм профессиональной патологии. Своевременная их диагностика позволит увеличить эффективность лечебных и профилактических мероприятий, сохранить трудоспособность работающих.

Обследование больного начинается с беседы, в начале которой необходимо собрать сведения о профессиональном маршруте и санитарно-гигиенической характеристике условий труда больного. При этом требуется выяснить стаж работы больного во вредных условиях труда, уточнить характер трудового процесса. Важна информация о величинах статической и динамической нагрузок, наличии мелких стереотипных движений рук, пребывании в вынужденной рабочей позе, перепадах температур, микротравматизации кожи, смачивании рук водой, маслами, эмульсиями. Необходимо выяснить, какой именно фактор тяжести трудового процесса является ведущим и уточнить наличие корреляции между действием фактора и клиническими проявлениями заболевания.

Следующий этап обследования — сбор жалоб. Вначале врач фиксирует внимание больного на существенных жалобах, имеющих прямое отношение к основному синдрому, затем — менее существенных. Необходимо выявить жалобы и на сопутствующие заболевания.

— сгруппировать жалобы, имеющие общий патогенез;

— стремиться каждую жалобу оценить не только качественно, но и количественно (по временной характеристике, по интенсивности).

Существенным в обследовании является раскрытие этапов настоящего заболевания:

а) начало болезни

(на каком году стажа появились первые его признаки);

— каким был дебют (острым, подострым, постепенным);

— трудоспособность в начальном периоде заболевания;

б) последующее течение болезни

— характер течения заболевания;

— порядок появления новых симптомов;

— зависимость течения болезни от перерывов в работе;

— эффективность лечения, длительность периодов ремиссии;

в) сопутствующие заболевания;

г) перенесенные заболевания;

д) семейный, бытовой, трудовой, спортивный анамнез.

При установлении диагноза профессионального заболевания необходимо придерживаться следующих принципов.

Списки профессиональных заболеваний разных стран отличаются друг от друга по структуре, числу заболеваний и степени конкретизации диагноза. Так, например, в Бельгии список содержит 100 позиций (число заболеваний), в Австрии — 40, Японии — 38 и т. д. Нет единообразия и в номенклатуре болезней.

Диагноз профессионального заболевания в каждом случае базируется на данных об условиях труда заболевшего, отсутствии других причин, которые могли бы вызвать подобные изменения в организме, наличии соответствующей симптоматики и клинической картины заболевания.

Каждый случай профессионального заболевания ввиду отсутствия строгой специфичности клинических проявлений требует тщательной дифференциальной диагностики с аналогичными по клинической симптоматике заболеваниями иной, непрофессиональной этиологии. Примерами такого рода дифференциального диагноза могут быть поражения печени токсико-химической этиологии и инфекционные гепатиты, полиневриты токсические и инфекционные, пылевые и инфекционные бронхиты и т. д. В ряде случаев лишь динамическое наблюдение за больным дает возможность окончательно решить вопрос о связи заболевания с профессией.

При выявлении профессионального заболевания врач обязан известить органы государственного санитарного надзора (санитарно-эпидемиологическую станцию). Обязательное и своевременное извещение обеспечивает быстрое расследование причин, вызвавших заболевание, проведение необходимых оздоровительных и профилактических мероприятий.

Электрокардиограмма при некоторых заболеваниях, синдромах и применении медикаментов.

Метод прекардиального картирования

Учебно-методическая разработка для студентов

медико-диагностический факультета по дисциплине

Учебные и воспитательные цели.

Основные учебные цели в преподавании внутренних болезней в течение 5 года обучения – научиться профессиональным врачебным навыкам обследования больных, тактике диагноза и дифференциального диагноза (в рамках синдрома), индивидуализированной терапии, профилактики, ведению основной медицинской документации, обучиться способам оказания неотложной медицинской помощи, реабилитации и диспансеризации больных с основными заболеваниями внутренних органов, а также принципам врачебно-трудовой экспертизы, ознакомить с принципами работы общей практики. Главным методом обучения в терапевтической клинике является самостоятельная работа студента у постели больного под руководством преподавателя, работа в диагностических кабинетах (функциональная диагностика, рентгенологический и эндоскопический кабинеты, клиническая и биохимическая лаборатория), палатах интенсивного наблюдения, участие в обходе больных с заведующим кафедрой, профессорами и доцентами. При этом предусматривается приобретение студентами практических навыков в оценке ряда дополнительных методов исследования больных, в частности, данных ЭКГ, ФКГ, ультразвукового, рентгенологического обследования и пр. Обучение на кафедре внутренних болезней предусматривает обязательные дежурства.

Цель данного практического занятия:

1) Научить ЭКГ- диагностике различных патологических некоронарогенных заболеваниях

2) Изучить метод электрокардиотопографии

Мотивация для усвоения темы

Электрокардиография занимает одно из ведущих мест среди дополнительных методов исследования сердечно-сосудистой системы. ЭКГ оказывает большую помощь в выявлении нарушений сердечного ритма, в диагностике нарушений коронарного кровообращения. При всей ценности метода ЭКГ необходимо подчеркнуть, что оценивать ЭКГ следует только с учетом клинических данных, поскольку различные патологические процессы могут приводить к сходным ее изменениям. Игнорирование клинических данных и переоценка метода ЭКГ могут привести к серьезным диагностическим ошибкам. Значение электрокардиографии в диагностике некоронарогенных заболеваний сердца и других патологических состояниях, таких как тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА), воспалительные заболеваниях сердца, тиреотоксикоз, климактерическая кардиопатия и т.д., имеет большую диагностическую ценность в постановке диагноза. В связи с этим изучение данной темы важно для подготовки врача диагностического профиля. Освоение данной темы требует знания нормальных и патологических анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы, пропедевтики

внутренних болезней, фармакологии.

Задачи практического занятия:

Студенты должны знать:

ЭКГ – признаки эмболии легочной артерии, легочном сердце

ЭКГ — признаки перикардита, миокардита, при пороках сердца, кардиомиопатии, ожирении, климактерической и дисгормональной кардиопатии, тиреотоксикозе, нарушении мозгового кровообращения. Изменения ЭКГ, связанные с заболеваниями органов брюшной полости.

3) Изменения ЭКГ под влиянием некоторых лекарств и при нарушении электролитного обмена

4) Методику проведения электрокардиотопографии

Студенты должны уметь:

Составлять план обследования пациентов с различными патологическими состояниями

2) Интерпретировать ЭКГ и другие инструментальные методы исследования пациентов с некоронарогенной патологией

3) Интерпретировать данные электрокардиотопографии

Контрольные вопросы из смежных дисциплин.

1. Анатомия: строение сердца и его клапанного аппарата, особенности кровоснабжения и иннервации сердца; проводящая система сердца — морфофункциональная характеристика.

2. Физиология: особенности работы сердца в различные фазы сердечного цикла.

3. Пропедевтика внутренних болезней: семиотика некоронарогенных заболеваний. ЭКГ- признаки данных состояний.

4. Клиническая фармакология: средства, применяемых для проведения медикаментозных проб, а также проведение неотложной помощи в кардиологии.

Основные учебные вопросы:

1. Изменения ЭКГ при эмболии легочной артерии и остром легочном сердце.

2 Хроническое легочное сердце.

3. Изменения ЭКГ при: перикардите, миокардите, при пороках сердца, кардиомиопатии, ожирении, климактерической и дисгормональной кардиопатии, тиреотоксикозе, нарушении мозгового кровообращения. Изменения ЭКГ, связанные с заболеваниями органов брюшной полости.

4. Изменения ЭКГ под влиянием некоторых лекарств и при нарушении электролитного обмена.

5. Электрофизиологическое обоснование применения электрокардиотопографии. Методы электрокардиотопографии.

6. Электрокардиотопография – 60 в диагностике, оценке течения и прогноза инфаркта миокарда. Применение метода электрокардиотопографии – 60 для оценки эффективности способов ограничения размеров ишемического повреждения в остром периоде инфаркта миокарда.

7. Электрокардиотопография – 60 в диагностике поражений коронарных артерий у больных ишемической болезнью сердца. Электрокардиотопография – 60 в диагностике состоятельности шунтов после прямой коронарной реваскуляризации миокарда у больных ишемической болезнью сердца.

Студенты должны уметь:

1) Составлять алгоритм инструментального обследования пациентов с некоронарогенной патологией

2) Оценивать данные ЭКГ при некоронарогенной патологии

3) Оценивать данные электрокардиотопографии

1. Техника и методики регистрации ЭКГ: регистрация ЭКГ в 12 отведениях (3 стандартных двухполюсных (по Эйнтховену); 3 усиленных однополюсных от конечностей (по Гольдбергеру); 6 грудных однополюсных (по Вильсону).

2. Методика регистрации ЭКГ по Небу, Слопаку, V7-9, правые грудные отведения.

3. Расшифровка ЭКГ с некоронарогенной патологией.

4. Интерпретация данных электрокардиотопографии при некоронарогенных заболеваниях.

Ход практического занятия:

Тема рассчитана на 6 часов

1. Вводное слово преподавателя (организационный момент). Формулировка целей и задач настоящего практического занятия. Контроль исходного уровня знаний (устный опрос и/или тестовый контроль) – 10% рабочего времени.

2. Самостоятельная работа студентов (под руководством преподавателя). Она является главным методом обучения в терапевтической клинике и предусматривает следующие методы: курация закрепленных больных, работа в кабинетах функциональной диагностики, рентгенологическом и эндоскопическом кабинетах, клинической и биохимической лаборатории, палатах интенсивного наблюдения, работа с выданными учебными историями болезни, методическими рекомендациями, пособиями, решение ситуационных задач – 30 % рабочего времени.

3. Обсуждение практического занятия с использованием клинического разбора тематических больных (представление куратором больного, оценка результатов обследования, проведение дифференциальной диагностики, установление клинического диагноза, определение плана лечения), осмотра поступивших больных, учебных историй болезни, наборов таблиц, рисунков, схем, иллюстрирующих тему, методических рекомендаций кафедры – 50 % рабочего времени.

4. Итоговый контроль усвоения темы занятия (устный опрос и/или тестовый контроль, отчет по выданным ситуационным задачам и результатам лабораторных и инструментальных методов исследования) – около 10 % рабочего времени.

5. Заключительное слово. Подведение итогов практического занятия. Детализация задания на дом.

Читайте также
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...
Adblock
detector